Сидка на дневке

Этот способ охоты, несомненно, интереснее, и прежде всего по сознательности стрельбы благодаря наступающему восходу солнца.
В местах, изобилующих утками, стоит только внимательно провести на удобном наблюдательном месте часть вечерней зари, как покрякивание выплывающих из крепей уток обнаружит места, где они провели день.
Поднимающаяся и затем отправляющаяся на кормежку (часто многочисленная) стая показывает приблизительно то количество птицы, с которым охотник встретится по возвращении ее на дневку с кормежки.

Обнаружение мест дневки может быть сделано и путем объезда на лодке береговых и водяных крепей и подъема на крыло днюющих стай уток. Такой объезд лучше производить под вечер, если, конечно, хватит времени для обследования; объезд, впрочем, можно производить и днем.
В отличие от подъезда с ружьем соблюдать мертвую тишину не следует, во избежание неслышного, нежданного для уток подъезда и вредного для данного дела испуга.
Подъезд на двухвесельной лодке, поскрипывание уключин, тихий разговор — все то, что запрещено, когда у охотника в руках ружье, — теперь не повредит, а даже поможет. Надо, однако, не проезжать мимо «репей, а, по признакам подходящих дневке условий, вдаваться в эти крепи, так как иначе непуганая стая, сидящая глубоко в берегу, может усидеть, особенно днем, и оставить вас в весьма досадном неведении при безрезультатной работе.
Спугнутая стая, если вечер уже близок, усаживается обыкновенно на плесе и в свое время улетает на коржежку.
Если же дело клонится совсем к вечеру, то встревоженная стая, поднимаясь на высоту, прямо тянет на кормежку.
Как только исчезнет из вида стая поднятых уток, — если из-за количества их имеется смысл устроить сидку, — следует приступить к немедленному подробному осмотру расположения и величины площади дневки и заняться подготовлением места сидки.
Если уток вообще сильно не тревожат на данном водоеме, то поднятая таким приемом стая не отвадится от привычного ей места дневки и перед рассветом утки тучами станут накрывать стрелка.
Место дневки занимает сравнительно небольшое пространство, на котором утки, располагаясь довольно кучно, оставляют много признаков, указывающих на бесспорное доверчивое их пребывание на отдыхе.
Осматривая место дневки, следует подробно ознакомиться с расположением протоков, окнищ, густотой и вы¬сотой камыша, рогозника, тростника, с выступами береговых кустов и проч.
Если с вечера темно, а ночи наступили месячные, то лучше производить осмотр при лунном свете и прийти с таким расчетом, чтобы, устроившись, не слишком долго ожидать на сидке рассвета.
Иногда охотник устраивается на берегу, иногда на каком-нибудь островке или широтой кочке среди воды, иногда на лодке — все зависит от условий местности, от необходимости стать так, чтобы иметь перед глазами не только все место дневки, но, если возможно, то и видеть часть плеса. Утки, прилетая с кормежки на свое привычное место, настолько ему доверяются, что часто садятся в крепь, другие же предварительно усаживаются на воду и лениво вплывают в заросли.
Так как сидка на дневке, происходящая сначала в сумеречном предрассветном освещении, продолжается затем и под лучами солнца, то необходимо замаскироваться тем материалом, который является преобладающим среди растительности места утиной дневки.
Лодку можно прикрыть, заламывая растущий камыш или тростник; можно также сделать шалаш из того же материала.
Всякое прикрытие, если оно не сделано заранее и птица к нему не привыкла, следует строить так, чтобы оно не выделялось густотою и не образовывало бы на взгляд пятна, —вот основные требования. При постройке прикрытия надо иметь в виду, что стрельба на утренней сидке должна производиться стоя, иначе трудно своевременно замечать налетающих уток; кроме того, в большинстве случаев сидячее положение сильно суживает кругозор и затрудняет повороты при стрельбе.
Прикрытие должно быть достаточным, чтобы сделать фигуру стрелка незаметною или малозаметною; оно отнюдь не должно стеснять быструю стрельбу. Можно пользоваться не высокими, не густыми и не громоздкими прикрытиями при условии защитной одежды, скрытой еще прикрепленными к ней и к шапке подходящими стеблями водяных растений.
Очень хорошо к пожелтевшим тростникам идет одежда верблюжьего, башлычного цвета, и также и военного образца.
Часть уток садится не прямо в крепь, а предварительно на воду, и если между стрелком и плесом окажется гряда камыша или тростника, то птица будет скрыта от глаз, лишая охотника полноты красивой картины; часть же птиц, пролетая низом, будет исчезать без выстрела. Кроме того, чистый плес позволяет немедленно достреливать подранков, падающих на воду.
Выбор места поэтому, как было сказано, желательно делать так, чтобы по возможности видеть перед собою чистый плес.
Становиться удобнее лицом не к восходящему солнцу, так как лучи его слепят и препятствуют стрельбе, а чтобы оно приходилось сбоку.
Сравнительно недальняя стрельба и необходимость бить водоплавающую птицу чисто не требуют дроби крупнее номера 6.
Охота на дневке весьма привлекательна по красоте и полноте. !Как только забелеет заря, можно ждать подлета.
Вихрем прошипят внезапно чирки и, затормозив, упадут неподвижными сторожащими фигурками в заводь, подернутую ряскою. Глухо и неожиданно, почти над голо¬вой, зашумят с присвистом овальные кряквы, черные от сумеречного освещения. Издали на бледном серо-зеленом фоне неба и воды несется на штык еще стайка, словно пущенные от горизонта стрелы. Откуда-то из-за плеча снижаются другие и, вспенив воду, садятся в живописной группировке.
Розовеет небо; жвякает селезень; скользя, стелются кроваво-красные лучи по стенке тростника; малиново- гнедые кряквы табунами спускаются на дневку, будто скрываясь от поднимающегося солнца.

Запись опубликована в рубрике Рассказы об охоте. Добавьте в закладки постоянную ссылку.