Волки. 2 ч.

Размножение.

alt

Собранные разными исследователями материалы о размножении волка позволили установить, что волчицы впервые приносят потомство в 2-годовалом возрасте и щенятся ежегодно. Продолжительность размножения — 9—10 лет. Самцы чаще становятся половозрелыми на третьем году жизни. Однако известны случаи спаривания волчиц в 9-месячном возрасте и получения потомства от 4-летней волчицы при спаривании ее с волком в возрасте 1 года 10 месяцев. Способность волка к спариванию в раннем возрасте служит объяснением быстрого нарастания его численности при первых же благоприятных условиях.

Щенки появляются у волчиц весной. Период беременности длится 62—65 дней. Гон у зверей проходит в разные сроки: в южных районах он начинается в декабре, в средней полосе — в январе — феврале, на Крайнем Севере — во второй половине марта. У гибридных волчиц выводки отмечены в феврале — марте, апреле. В выводках находят от 2 до 15 щенков. Выводок молодой волчицы, как правило, малочислен (2—5 шт.)


Повадки.

alt

Широко известны осторожность, сметливость, понятливость волка — результат хорошо развитых органов чувств: слуха, зрения, обоняния (чутья). По мнению профессионалов- волчатников, у этого хищника совершенный слух. Кажется, что этот зверь большую часть (основную) нужной информации воспринимает на слух, дополняет ее зрением, а окончательно проверяет «кто есть кто» и «что есть что» чутьем.
Обычны повадки волка залегать где-либо поблизости деревень и выслушивать все, что их интересует: крики птиц, нашедших поживу, лай собак, встречающих прохожих, и т. д. Так же волк различает вообще агрессивный голос преследующего или заметившего его человека от песни возвращающегося с работы или разговоров и покрикиваний прохожих. В этой связи он заключает, что при установленной остроте слуха собаки вряд ли слух у нее развит сильнее, чем у волка, так как высокая степень слуха волка поддерживается постоянной работой слухового органа в борьбе за существование. Особые, можно сказать, примечательные слуховые способности волка заключаются в том, что он с исключительной точностью находит место источника звука. Мне не раз доводилось убеждаться в этом, обнаруживая утром следы этих зверей, приходивших не менее чем через километровую лесную полосу на участок поля или дороги, с которого производилась вечерняя подвывка волков.
В понятие хорошего зрения у этого хищника входит способность его видеть в ночное время, замечать малейшие, а тем более подозрительные изменения привычной обстановки: нарушения снежного покрова или, например, не к месту осыпавшиеся листья и вообще любые появления необычных предметов. Высокая острота зрения подтверждается умением волка отличать по одежде и экипировке охотников от неохотников, замечать движущиеся вдали силуэты животных, мгновенно реагировать на малейшее движение только что неподвижно стоящего человека, особенно если в этом скрыта опасность. О чутье волка сложилось мнение, что оно не лучше, чем у собак, но, видимо, не может сравниться с чутьем хороших, специально натренированных подружейных собак. Как у всех псовых, чутье волка определяется многими обстоятельствами: погодными условиями, состоянием самого зверя (усталый, бодрый, старый), индивидуальными способностями к дифференцировке «нужных» запахов (запахов жертв и предметов, представляющих опасность). Тем не менее подойти к волку по ветру почти невозможно. Этот хищник чувствует через метровую толщу снега капкан с запахом ржавчины или рук человека. При благоприятных обстоятельствах волк может зачуять жертву очень далеко.
В морозную погоду обоняние у волков как бы выходит из строя. Опытным путем было установлено, что при температуре минус 15—20 °С чутье у этих зверей резко слабеет, это характерно и для зверовых собак. Однако и при таких условиях надо иметь в виду, что острота слуха, зрения и обоняния волка — комплексный показатель, во многом зависящий от того, на что в данный момент настроен зверь: как избежать опасности, найти пищу, сородичей и т. д. Сытый или ненастороженный волк порой оказывается беспечным. Иными бывают реакции на опасность у пуганых особей. В страхе волк словно лишается качеств разумного зверя, которые придают ему слух, зрение, обоняние. Обусловленное многолетним преследованием осторожное, подозрительное отношение волка к необычным (незнакомым) предметам вызывает у него и страх к ним, и как бы «запретное» любопытство.
У чаще преследуемого волка сильнее реакция страха при обнаружении, например, банки, тряпки, газеты, если они впервые встречаются на его пути. Это их губит, но порой и спасает.
Самое, видимо, опасное для волка — лишиться чутья.
Волку свойственны определенные способности к наблюдательности, оценке той или иной возникающей ситуации и принятию необходимых решений: бежать, затаиваться, отвлекать, нападать и т. д. При этом ему свойственна и хорошая память; он надолго запоминает места удачной охоты или места, где что-то грозило бедой. В отношении памяти волк, возможно, даже превосходит легавую собаку, которая в нередких случаях даже через год уверенно направляется в то место, где ее взволновала ранее найденная дичь.
Опытными охотниками давно подмечено, что волк запоминает и быстро находит когда-то занесенную снегом лыжню, санную или тракторную колею. Свежая лыжня по целине воспринимается им как событие, равносильное встрече с человеком. Этот зверь внимательно относится к своим и чужим следам, но особенно к тем точкам (предметам), где животные оставляют мочу. Появление таких мочеточек в определенных местах — результат врожденной привычки волка отмечать (маркировать) свое пребывание (местообитание). В этом проявляется стремление зверя как бы- оконтуривать территорию, занимаемую им. Каждый волк имеет свой индивидуальный запах, запоминаемый другим зверем, если они когда-то сумели обнюхаться. Следовательно, мочеточка — это важнейший передатчик информации о том, кто здесь был, и о том, проходили ли здесь другие сородичи. В образном представлении волк живет в мире запахов, думает категориями запахов.

Опасность волка для людей

В этой статье мы вынуждены коснуться драматичной темы — факты нападения волка на людей не мифы, а реальность. Общество должно иметь полную информацию по этому вопросу, чтобы объективно оценивать опасность хищничества волка и своевременно принимать все необходимые меры для ее предотвращения. Слишком дорогими могут оказаться предпринимаемые иногда попытки, даже учеными, представить факты нападения волка на людей редчайшей случайностью и ограничить возможности обсуждения проблемы. Мы вынуждены также описывать некоторые жуткие подробности, связанные с агрессией хищников. Это — не натурализм, а печальная необходимость. Только так можно дать истинное представление о характере трагедий, разыгравшихся на просторах нашей страны, о страшном облике волчьего людоедства.
Наибольшую опасность для людей представляет бродячий бешеный волк, забегающий в поселки и города, возрастающая агрессивность бешеных зверей. Бешенство волка возможно при любом состоянии численности хищника, однако при каждом росте его поголовья увеличивается количество сообщений о покусах волком людей, уничтожении зверей, подозреваемых в бешенстве.
Утрата или притупление чувства страха перед человеком — это уже тот момент, который непосредственно расковывает поведение особо агрессивного волка. Затем вступают в силу определенные природные качества волка: при первом удачном нападении на людей — быстрое усвоение того, что человек не только легкая, но и безопасная добыча. Усвоение простоты добычи и безнаказанности активизировало способности волка к накоплению опыта по преднамеренному выслеживанию людей как наиболее доступной добычи. Появление волков с опытом выслеживания и умерщвления человека способствовало распространению приобретенного опыта, так как этих хищников отличает способность не только специализироваться на добыче каких-либо животных, но и перенимать от сородичей навыки, обеспечивающие успешные поиски пищи.
Усиление хищничества волка после потери волчат объясняется не местью, а тем, что лишенные потомства матерые раньше начинают охотиться парой или группой совместно с переярками. Не связанные потомством волк и волчица шире и больше перемещаются в по¬исках новой добычи. В пределах же логова эти хищники не только всегда осторожны в том смысле, что они постоянно готовы незаметно скрыться, чтобы не выдать волчат, но и обычно довольно «миролюбивы». Здесь, возможно, у них инстинктивно затормаживаются охотничьи намерения.
Жертву, которую волк не может унести, он поедает на месте, но в людных местах при возможности всегда старается перетащить ее. Отдельные куски и мелких животных он уносит в логово, где в середине лета при обилии кормов можно найти разложившиеся или высохшие остатки той пищи, которую волчата не смогли сразу съесть. Поэтому там, где неделю-другую ютились щенки, стоит тяжелый (но не псиный) запах и много мух. По этой причине 1,5—2-месячные волчата редко подолгу находятся в одном месте. Примерно с июня они начинают разгуливать и обследовать лес, расширяя и обживая логово. Такие прогулки вначале совершаются, когда нет надзора строгих родителей. В этот период подрастающих хищников привлекают лесные полянки или опушки леса, нередко и кромки полей зерновых культур, где они затевают игры, более похожие на драку. Трава или посевы на таких игровых площадках бывают сильно укатаны, иногда даже выбиты, к ним идет много хорошо заметных троп.

alt

Резвящиеся щенки ловят жуков, бабочек, раскапывают мышей, скрадывают или гоняют птиц. С принесенной родителями полуживой добычей долго и сообща играют. После того как умертвят, стараются отнять ее друг у друга и утащить подальше в укромное место. Если же это не удается, то при поедании жертвы среди волчат обычно возникает грызня. Отдыхают волчата обычно тесной кучкой, не всегда на одном и том же месте, но обязательно на сухом. Такое место они умело выбирают и в ненастные дни. Волчица отдыхает рядом с выводком, волк поодаль от них, нередко и за пределами логова.

Запись опубликована в рубрике Животные. Добавьте в закладки постоянную ссылку.