Каждый вид путешествия предъявляет свои требования и к туристской обуви, и их обязательно следует учитывать при подготовке к походу. Ведь от того, насколько правильно будет выбрана обувь, в значительной степени зависит успех всего путешествия. При этом принимаются во внимание также географическое положение района, особенности рельефа и растительного покрова, климат. Бывает и так, что даже в одном виде туризма обувь, наиболее подходящая для путешествий в одних районах, вовсе непригодна для других. Туристская обувь должна быть удобна в носке, достаточно просторна, чтобы не стеснять ступни ног, не нарушать кровообращения, хорошо разношена, чтобы не вызывать болезненных реакций.
Основная масса туристов предпочитает путешествовать в кедах или легких ботинках на резиновой рифленой подошве. В сравнении с кожей резина меньше скользит на склонах, лучше держит ногу на травянистой поверхности земли после дождя, не соскальзывает с мокрых камней. Кроме того, резиновая подметка меньше истирается и поэтому более долговечна.
Однако для путешествий в полупустынных и пустынных районах обувь на резиновой подошве не годится. Под лучами палящего солнца почва здесь нагревается до плюс 80 градусов, и резина, как известно, обладающая большой теплопроводностью, не может изолировать подметки ног от жары. Поэтому в таких районах лучше обувать сапоги или высокие ботинки, подбитые кожей.
Особо прочной и влагонепроницаемой должна быть горная обувь. Чтобы ботинки лучше держали на травянистых, скальных и ледовых склонах, их окантовывают стальными скобами — триконями.
Ботинки с триконями
Подошва Вибрам
В последнее время большую популярность завоевали ботинки с резиновой подошвой глубокого рифления типа «Вибрам». По своей прочности, износоустойчивости, надежности сцепления с грунтом они не уступают огриконенным при продвижении по скалам, травянистым и пологим фирновым склонам. Большим достоинством их является невысокая стоимость.
В лыжных походах используется обувь, обладающая повышенными теплоизолирующими качествами. Она должна надежно скрепляться с лыжами как при длительной ходьбе на ровных участках, так и во время преодоления крутых подъемов и спусков, стремительных разворотов, продолжительного тропления по глубокому снегу и т. д. Непременное дополнение к лыжной обуви — бахилы, высокие матерчатые чулки, точнее даже мешки, надеваемые поверх ботинок и служащие для предохранения их от соприкосновения со снегом.В бахилах, подвязанных обычной тесьмой, снег не забивается за пятку и в шнуровку, а ботинки всегда остаются сухими, даже когда ноги проваливаются в снег выше колен.
Велотуристы наиболее подходящей для себя обувью считают велотуфли. Любители мотопутешествий предпочитают мотоботы. Но, пожалуй, больше всего свободы в выборе обуви у автомобилистов. Однако и здесь нужно иметь рабочую обувь на случай земляных и ремонтных работ, вытаскивания застрявшей машины из грязи и т. д.